П р о п а в ш и е
за Крым
Аннексия Крыма измеряется не только в квадратных километрах территорий и деньгах, как это сейчас пытаются представить некоторые европейские политики. Это еще и человеческие судьбы, растоптанные Кремлем вместе с международным правом.

Выступления против оккупации были жестоко подавлены весной 2014-го. Насильственные исчезновения, пытки, обыски, угрозы, уголовные репрессии - крымское сопротивление продолжается до сих пор.

Украина четвертый год борется за освобождение своих заложников. Кого-то удается вытащить - в Киев через Турцию перебрались отпущенные крымскотатарские лидеры Ахтем Чийгоз и Ильми Умеров. О пропавших без вести вспоминают реже, чем о политических узниках. Мы подготовили спецпроект "Пропавшие за Крым" - серию журналистских расследований об активистах, противостоявших оккупационным властям во время "крымской весны" - и сгинувших.

По данным украинской общественной организации "Крым SOS", из 43 насильственно исчезнувших на протяжении 2014-2016 годов шесть человек найдены мертвыми и еще 18 не найдены и считаются пропавшими без вести.

Уже когда проект "Пропавшие за Крым" готовился к публикации, стало известно, что найден мертвым Лемар Алядинов, уроженец Узбекистана. Летом 2014 года он приехал в Крым к родственникам, потом подрабатывал в Ялте, а уже в августе перестал выходить на связь. Об этом исчезновении известно мало, и мы не можем судить о его политической подоплеке.
О тех, кто оказался в заключении, время от времени хотя бы появляются какие-то новости. О пропавших - никаких вестей.

За три с лишним года было лишь две серьезные публикации по теме пропавших без вести в Крыму: это серия материалов "Без следа и следствия" на сайте "Крым.Реалии", а также отчет организации "Крым SOS" "Насильственные исчезновения в Крыму за период аннексии Российской Федерацией. 2014-2016 годы".

Вот календарь исчезновений людей в процессе оккупации Крыма в марте-мае 2014 года. На временной шкале обозначены жертвы похищений: те, кто вернулся, те, кого до сих пор ждут, и те, кто не вернется уже никогда. Все эти похищения совершенно точно связаны с оккупацией Крыма. Все эти люди, очень разные, по-своему оказывали сопротивление.
Мы провели детальное расследование нескольких насильственных исчезновений 2014 года (на схеме они обозначены красным).

Мы также попытались разобраться в том, почему одних похищенных вскоре освободили из плена, других находили мертвыми, третьих судили, а кто-то пока что так и не вернулся и не дал о себе знать.
- Какую угрозу представляли для оккупационных властей активисты, пропавшие без вести?
- Куда ведут следы?
- Что предпринимают правоохранительные органы, власти и родственники пропавших, чтобы их найти?
Дело №1
Житель Симферополя.
Активист "Украинского народного дома", координатор сопротивления в Крыму.
Пропал 26 мая 2014 года
Возраст: 37 лет
Несколько дней спустя исчез его товарищ Сейран Зинединов.
Знал о слежке, менял квартиры.
- Почему не состоялся анонсированный обмен Тимура?
- Что известно об объекте, на котором был засечен сигнал мобильника его товарища?
Дело №2
Возраст: 39 лет
Активист Автомайдана. Бывший сотрудник СБУ. Участник украинского сопротивления в Крыму. Житель Севастополя.
Пропал 15 марта 2014 года в Севастополе
Соседка видела, как Василия выводили из дома люди в форме.
- Почему Черныша не внесли в списки на обмен, в отличие от других автомайдановцев?
- Причастны ли к его исчезновению бывшие коллеги из СБУ?
Дело №3
Возраст: 27 лет
Возраст: 32 года
Рабочие родом из Ровенской области.
Участники Самообороны Майдана.
Пропали 7 марта 2014 года
Когда ехали на поезде из Киева в Симферополь. Перед исчезновением сообщили родным о своем задержании на симферопольском вокзале.
- Зачем Валерий и Иван ехали в Крым?
- Кто их должен был встретить?
Made on
Tilda